Главная \ Узнавай больше \ Стандартное решение вопроса качества

Стандартное решение вопроса качества

« Назад

Стандартное решение вопроса качества 18.02.2016 18:00

Государство намерено усилить контроль за различными сертификатами качества, которые, к примеру, указываются на упаковках товаров. При этом разработку стандартов для различной продукции чиновники хотят в большей степени доверить бизнесу.

В Петербурге прошла конференция «Стандартизация, аккредитация и оценка соответствия: новое законодательство и правоприменительная практика». Поводов к разговору на эту тему много. Важнейшие из них - принятие в прошлом году закона «О стандартизации в РФ» и завершение реформы системы государственной аккредитации организаций, занимающихся оценкой соответствия, проще говоря - контролем качества.

Бизнес-стандарт

Закон о стандартизации был принят в прошлом году, но полностью вступит в силу с 1 июля 2016 года. Его лейтмотив - активнее привлечь представителей бизнеса к разработке различных стандартов. Это как стандарты ГОСТ, имеющие статус межгосударственных, так и внутрироссийские стандарты ГОСТ Р, а также различные отраслевые стандарты и технические условия (ТУ). Сейчас в России разрабатывается около 2 тысяч стандартов в год, но лишь 150 - 200 из них финансируются за счет бизнеса, сообщил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

«Хотелось бы, чтобы бизнес более активно вкладывал средства в стандартизацию, - говорит Алексей Абрамов. - Именно поэтому, на мой взгляд, важен тот закон, который был принят. Я думаю, что многие компании, наверное, были бы готовы инвестировать в стандартизацию той продукции или тех процессных вещей, которые интересуют именно это производство, но при понимании, что будет в результате и каким образом конкретное предприятие, конкретный бизнес, конкретная компания получит микроэкономический эффект для себя». А тогда, по словам чиновника, последует и макроэкономический эффект. «Вклад стандартизации в ВВП любой страны составляет около 1%», - заявил он.

Примеры взаимовыгодного сотрудничества есть уже сейчас. Об одном из них рассказал председатель технического комитета по стандартизации № 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» Владимир Шахов. Этот комитет разработал ряд национальных стандартов для оценки опыта и деловой репутации предпринимателей, которые стали использоваться при госзаказе. «На примере крупных компаний лифтового хозяйства мы проанализировали закупочную практику за год и пришли к выводу, что подтвержденный опыт и деловая репутация обеспечили этим компаниям победу в каждом втором конкурсе. Бизнес в плюсе. Доволен и заказчик, для которого процесс сбора, анализа и оценки документации участников торгов стал значительно проще», - радуется Владимир Шахов.

За ГОСТ ответят

Важное новшество закона, касающееся обычного потребителя, заключается в том, что производитель продукции будет отвечать за соответствие тому стандарту, который он себе избрал (в большинстве отраслей сертификация - дело добровольное), например - указав на упаковке определенный ГОСТ. «В рамках административной судебной практики сейчас нет однозначного понимания, как можно отвечать за применение или неприменение стандарта, если он доброволен. Мы в этом вопросе поставили точку. Мы сказали, что, если производитель заявляет публично, что его продукция соответствует стандарту, он должен за это ответить», - говорит Алексей Абрамов.

 «Сегодня, приходя в магазин, человек не в состоянии определить, тот ли вообще ГОСТ указан (на товаре. - Ред.), - сетует директор департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга Константин Леонидов. - Мы сталкивались с тем, что на продукции вообще указан ГОСТ не от нее. Зачастую мы видим ГОСТ ИСО 9001, и большинство потребителей думают, что это требования к продукции. На самом деле это требования к организации производства (бумагообороту, должностным инструкциям, повышению квалификации и т. д. - Прим. ред.)».

Еще один способ поставить качество продукции под общественный контроль - опубликовать реестр сертификатов. «Сейчас мы договорились с Министерством экономического развития, с Росаккредитацией о том, что информация о сертификатах соответствия, выдаваемых в рамках систем добровольной сертификации, будет вноситься в единый государственный реестр, который ведет Росаккредитация, чтобы мы это видели. Потому что действительно существует проблема, когда сегодня со стороны государства отсутствует контроль в отношении деятельности добровольных систем сертификации. И мы не знаем, что там происходит, как подтверждается соответствие», - признает Константин Леонидов. Ознакомиться с реестром и увидеть, кто выдал тот или иной сертификат, сможет любой желающий, обещает чиновник.

Как контролировать контролеров?

В настоящее время сертификаты соответствия тем или иным стандартам и нормам нередко попросту продаются. «Когда в интернете набираешь “сертификат за час”, появляются организации, - рассказывает руководитель Росаккредитации Савва Шипов. - Они не являются аккредитованными, у них нет каких-то идентифицирующих признаков. Мы не можем осуществить контрольные мероприятия в отношении их. Они являются посредниками между бизнесом и недобросовестными органами по сертификации. С такими организациями надо бороться».

Уже несколько лет в России идет реформа системы аккредитации, которая в конечном счете позволяет государству контролировать качество продукции. Именно аккредитованные организации выдают компаниям сертификаты соответствия. Росаккредитация начала в 2014 году чистку, которая продлится до 1 июля 2016 года. К настоящему моменту из 10 800 аккредитованных лиц более 3 тысяч уже покинули рынок. В 2015 году было составлено более 350 протоколов об административных правонарушениях в сфере сертификации и наложено более 25,5 млн рублей штрафов. «Это то, что уже прошло через суды. Дальше будет больше», - обещает Савва Шипов.

Кроме того, в планах ведомства - международное признание результатов российской государственной аккредитации. «Если будет признана наша российская система аккредитации международным сообществом - это означает, что наши товары с нашими испытаниями, проведенными в наших лабораториях на их требования, смогут ехать без получения дополнительных документов на экспорт. И, соответственно, обратный процесс. Я думаю, это одна из ключевых историй, связанных с развитием взаимной торговли», - заявляет глава Росаккредитации.

Бумажные проверки

Проблема контроля качества продукции в России существует, и решать ее надо, прокомментировал «Общественному контролю» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. «Ключевой вопрос - насколько жесткими и обязательными будут стандарты и, соответственно, насколько будет жестким контроль за их соблюдением, - говорит он. - В Евросоюзе он довольно жесткий, у нас я пока не вижу никакой жесткости и не вижу серьезного контроля».

Эксперт напоминает, что наказывать производителя за несоответствие продукции заявленным требованиям можно уже сейчас по статье «обман покупателя». «Заниматься этим должен Роспотребнадзор, кроме него, заниматься этим никто не умеет, - считает Анатолий Голов. - Но Роспотребнадзор идет легким путем, - продолжает он. - Проверки проводятся постоянно. Но он проводит в основном проверки чисто бумажные. Берет этикетку - соответствует она требованиям или не соответствует? Несоответствующим требованиям оказывается достаточно много товаров. Но более серьезное исследование стоит денег, и довольно приличных денег. Чтобы проверить один образец колбасы на соответствие ГОСТу - это 15 - 20 тысяч».

Источник: Общественный контроль, Александр Лобановский